Европа осталась без газа, а Россия без Европы
Что может быть горячее российского газа, разве что европейские цены на него, а вот интерес к нашему голубому топливу не угасает, подпитываемый европейским энергетическим кризисом и вечной украинской драмой. Запад всё ломает голову, как бы нам насолить, а мы, как говорится, не пальцем деланные. "Выпало" у нас, видите ли, 120 миллиардов кубометров газа с потерей европейского рынка. Ну и что, зато в 2021 году добыли 762 миллиарда кубометров, в 2022-м - 676 миллиардов, а в прошлом – всего 638. Как говорится, нашли проблему.
Восток - дело тонкое, а газопровод - толстый
И на Западе, и у нас все гадают, когда же Россия восстановит добычу газа. А главное – зачем? Слепо гнаться за цифрами – удел капиталистов. Эксперты, как обычно, мудрствуют, говоря о динамике внутреннего потребления и экспортных возможностях. То есть, Европа нам больше не друг, придется строить новые трубы на Восток, в сторону Китая, например. Западные аналитики, кстати, прогнозируют восстановление нашей добычи к 30-м годам. Ну-ну, посмотрим.
Своя рубашка ближе к телу газопроводу
А мы не будем гнаться за объемами, нам свое население газифицировать надо. Президент, он же ясно сказал – 83 процента газификации по стране. "Газпром", конечно, в прошлом году не очень хорошо себя чувствовал финансово, но на газификацию 279 миллиардов рублей всё же нашёл, даже на 30 миллиардов больше, чем годом ранее. Сергей Густов, директор "Газпром межрегионгаз", говорил, что у них уже 32 миллиона абонентов. 70 процентов газа уходит на нужды населения, коммуналку и производство электричества. А к 2030 году, говорят, внутренний спрос ещё на 20 миллиардов кубометров вырастет.
Нефть и газ - это вчерашний день, гелий и этан - наше всё!
Экспорт – это, конечно, хорошо, но продавать сырье – прошлый век. Вот переработка – другое дело. Под восточный газовый коридор построили Амурский ГПХ, где делают гелий, этан, пропан и прочие полезные вещи. 42 миллиарда кубометров газа в год он перерабатывает, а планируется ещё больше. В Находке завод удобрений тоже газ требует, миллиардов так три.
Восточный экспресс везёт не только людей, но и газ
"Сила Сибири" к 2027 году на полную мощность заработает, это ещё плюс восемь миллиардов кубометров газа. Сахалин добавит десять, Узбекистан с Киргизией – ещё десять. "Арктик СПГ - 2" – ещё 20 миллиардов. И это мы Европу не считаем!
Таким образом, потеря западного рынка, конечно, была болезненной, но, как говорится, что нас не убивает, то делает нас сильнее. Разворот на Восток и развитие внутреннего рынка – вот наш ответ Чемберлену… то есть, Европе. И, судя по всему, довольно эффективный.
|